Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих
Раздел
Квалификационные характеристики
должностей работников образования
(Приложение к Приказу
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа
(Извлечение)
<...>
III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
<...>
Воспитатель (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в
образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при
школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и
организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального
развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников,
вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение
личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их
познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности,
формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает
благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого
обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся,
воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие
в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности,
способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, федеральным
государственным образовательным требованиям. Содействует получению
дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков,
клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В
соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся,
воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся,
воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет
ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного
процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и
воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся,
воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников
ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями,
педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами,
их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных
особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с
обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья
коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует
деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе
педагогических, методических советов, других формах методической работы, в
работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и
других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного
процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При
выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по должности воспитателя <*>, осуществляет координацию
деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании
развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает
методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового
педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их
творческих инициатив.
--------------------------------
<*>
За исключением обязанностей по непосредственному воспитанию детей в
образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена
самостоятельная должность старшего воспитателя.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о
правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и
подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга
деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и
методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся,
воспитанников; методы управления образовательными системами; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего
обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного
возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования
к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и
педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу
работы.
Для
старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению
подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности
воспитателя не менее 2 лет.
Администратор сайта